Shadow Yoga © Сундернатх (Шандор Ремете).
Шаткрийи
Письмо Сундернатха (Шандора Ремете)
Шаткрийи - Шесть действий
Асаны составляют первую ступень хатха-йоги и должны быть освоены перед началом внутренних практик пранаямы, мудры, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Это мастерство включает в себя динамические асаны и их статические аналоги, которые позже необходимы для практики пранаямы. Именно здесь, на перекрестке между асаной и пранаямой, следует рассмотреть использование шести действий.
… Если практикующий по-прежнему страдает дряблостью и флегматическими нарушениями дыхания, он должен использовать шесть актов Дхаути, Басти, Нети, Тратака, Наули и Капалабхати.
Эта рекомендация предполагает, что, хотя человек, возможно, приобрел некоторую лёгкость в выполнении асан благодаря унаследованным способностям, настоящее мастерство может быть неполным, о чем свидетельствуют такие симптоматические расстройства. Существует еще одно предположение, что для перехода от асан к пранаяме необходимо сначала достичь произвольного контроля над непроизвольными естественными процессами, которые гарантируют существование и здоровье тела, так что достигается необходимое долголетие и сила, позволяющие раскрыть мудрость.
Дхаути и Басти контролируют пищеварительный тракт ото рта до прямой кишки. Нети и Тратака несут ответственность за очищение дыхательных путей и видение посредством стабилизации глаз. Капалабхати и Наули Крия - венчающие процессы шести актов. Как и любое другое искусство или наука, хатха-йога включает в себя как грубые, так и утончённые методы совершенствования. Те, кто достиг мастерства в выполнении необходимых асан, не нуждаются в дхаути, басти, нети или тратаке - грубых формах, предназначенных только для тех нечувствительных и грубых людей, которые иначе неспособны воспринимать переживания, являющиеся плодами практики асан. Для тех, кто достиг истинного мастерства в необходимых асанах, овладение тремя бандхами уже доступно, а вместе с ними и практики капалабхати (очищение черепа, мозгового ствола) и наули крийя (взбалтывание брюшной полости).
Три бандхи - это Джаландхара, Уддияна и Мулабандха. Джаландхара бандха дает контроль над сетью нади (тонких каналов) в головном мозге и областях горла, которые контролируют движения спинномозговой жидкости, крови и лимфы, а также репродуктивных жидкостей. Джаландхара бандха достигается благодаря овладению Кандасаной.
Мулабандха (корневая связь) приводит к овладению выделительными системами и их органами в дополнение к энергии, которая действует через органы воспроизводства. Это стало возможным благодаря овладению Мулабандхасаной. Эта асана также известна как Бхагасана (место в утробе, относящееся к поглощению и развитию) и Йони-мудра, печать матки (это относится к продвинутым практикам в рамках утонченной медитативной деятельности).
Уддияна-бандха отвечает за объединение (йога) двух других бандх, и поэтому овладение ею более важно. Асаны, используемые в овладении этим мастерством: Маюрасана, Хамсасана (как данда, так и вариации падмасаны), затем Бхадрасана, Горакшасана 1, 2 и 3, и Гарбха Мудра 1 и 2. Если у человека есть терпение и решимость достичь мастерства в этих асанах, то он также овладеет утонченными действиями трех бандх в сиддхасане (асане адептов), называемыми Махабандха.
Овладев этими процедурами, человек не только получает преимущества от практики капалабхати и наули крий, но также открывает путь к усовершенствованным практикам пранаям, мудр и дальнейшим усовершенствованиям пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи.
Путем адаптации крий и бандх человек обретает неограниченный контроль над 10 вайю, 16 нади (звуковыми коридорами), 5 грубыми элементами и умом, время от времени заглядывая во вселенское пространство.
Описанным здесь процессам можно научиться только у компетентного гуру, а не по учебникам или копированию изображений.
Хотя упоминается восемь миллионов четыреста тысяч асан, лишь некоторые из них используются в качестве инструментов для развития ума и жизненной силы. Многие эффектные и плохо копируемые практики современной йоги бесполезны в областях йоги хатха, шаданга или аштанга.
Это Письмо постепенно раскроет свой потенциал в строках следующего письма - «Короли мудр и их Королева».