Мантра Раджа

Письмо Сундернатха (Шандора Ремете)

Мантра

Призыв - это наиболее неправильно понимаемая часть йогического пути.
Частое утверждение, что мантра-йога - это деятельность для ищущего низшего уровня, является грубым искажением места мантры в йогической садхане, поскольку всё путешествие переплетается с использованием мантры и зависит от него. «Мантру» можно разбить на две части: «ман» - человек, относится к уму (манасу), а «тра» относится к защите. Примером такого примененея являются вступительные молитвы перед практикой, призывающие к руководству и защите со стороны линии преемственности гуру.
Если инициированный ученик последует предписанной последовательности действий, он поймёт, что каждый уровень практики - не что иное, как призыв определенной силы, дверь которой можно открыть только соответствующей мантрой. Призывы посредством мантр бывают самых разных видов: молитвы о защите и руководстве, обучающие молитвы, семенные мантры (биджам), используемые при построении принципа силы, молитвы почитания и молитвы заключения и подношения.
Прежде чем углубляться в более глубокие слои мантра-йоги, стоит поразмышлять о скрытых предостережениях, данных во введении к Амрутавакьям Горакшанатха.
Значение слова натх - господин или хозяин и подразумевает, что все в этом мире было создано им, создателем. Смысл Горакши в том, что все является тайной.
Горакша можно далее разбить на «го», что означает корова, но также язык и «ракша», что означает защиту. Собирая все это вместе, Горакшанатх становится Господом, который владеет тайнами языка, которые выводят коров (невежественных людей) из тьмы на свет.
Горакшанатх подразумевает, что нужно раскрывать скрытый аспект слов, а не зацикливаться на поверхностном значении или обсуждать его. Слова сами по себе лишены жизни, и те, кто их спел первым, давно умерли. Простое повторение слов не принесет результатов, пока не будут поняты скрытые глубины смысла мантры. Хотя в современных школах йоги часто упоминаются чакры и их звуковые системы. К сожалению, большинство из них не осведомлены о знаниях мантра-йоги, которые открывают к ним доступ.
Матсиендранатх в своей «Самхите» описывает путь йоги от посвящения до завершающего процесса Самадхи в семи главах. Эти семь глав описывают Деха Шуддхи (очищение тела), Асану, Пранаяму, Мудру, Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи. Во всех этих процессах мантра и ее приложения используются для очищения, исцеления или для вызова энергетических систем в теле. Восьмая глава называется Антарачанам или внутреннее поклонение. Здесь очень важно отметить, что руководство для внутреннего поклонения дается только после достижения состояния самадхи. Это возможно только тогда, когда вся практика может быть выполнена в течение одного раунда пранаямы в том состоянии, которое Патанджали описал как сампраджнята-самадхи (трансцендентное состояние, индуцированное через ум) или как Горакнатх называет его - саманаскайога.
Девятая глава называется «Мантрараджа и мантроддхара» («Царь мантр и система поддержки мантр»). Именно здесь все уровни, начиная с деха шуддхи, собраны в единый столп интеллекта. Мантра Раджа опирается на то, что называется ньяса-виддхим, науку размещения посредством прикосновения. Надо знать, что весь этот физический облик - проявление звука. Существует 52 биджа-мантры (семенных слогов), которые равномерно распределены по периферии тела и соответствуют системам центральных чакр тела, от муладхары до сахасрары (коронной чакры). Мантра раджа - это энергетическая система, развивающаяся в результате многократной практики, и ее можно рассматривать как голограмму, образованную из энергий солнца и луны, через науку прикосновения и размещения, которая задействуется через врожденные качества ума. Именно эта мантра раджа помогает проникнуть через чакры и собрать их энергии в одну точку - бинду.
Чтобы установить этот столп сердечного огня, нужно знать все периферийные участки и их соответствия системе чакр. Все это скрыто в сапта-варга-акшарах, системе семи групп звуковых вариаций, находящихся в семи чакрах. Эти звуки соответствуют различным частям периферийного тела. С их помощью можно получить прямой контроль над лицом, чувствами, правой рукой, губами и зубами, ртом, ушами, мягкими тканями и костями, левой рукой, правой ногой, горлом, левой ногой и всем комплексом тело-ум. Этот контроль не может быть достигнут неподготовленным или поверхностным состоянием ума.
В заключение необходимо понять, что без науки призывания не может быть прогресса на пути йоги. Нужно знать, к чему призывать и кого; в момент призыва нужно распознать, что было призвано, и знать, как реагировать на силу, которая проявляется. Без науки мантра раджа и ее мантродхары - кхечари мудра навсегда останется мечтой, которой никогда не было.
25 сентября 2018 года
Shadow Yoga © Сундернатх (Шандор Ремете).