Лайя Йога

Письмо Сундернатха (Шандора Ремете)

Средства абсорбции

Хотя термин «йога» обычно переводится как единение, объяснения того, что должно быть объединено этим процессом, разнообразны и противоречивы. В большинстве древних текстов говорится о четырех видах йоги или методах практики - Мантра, Хатха, Лайя и Раджа.
Йога бывает четырех видов: первая мантра-йога, вторая хатха-йога, третья лайя-йога, четвертая раджа-йога, которая отбрасывает двойственность. (Шива Самхита 5.9)
Без руководства и без завершения процесса, охватываемого этими четырьмя, легко неправильно понять отношения между ними. На практике именно через хатха-йогу используются методы мантра-йоги и лайя-йоги так, что может проявиться и четвертая - раджа-йога. Как утверждает Шива Самхита, только с достижением этого четвертого состояния двойственность отбрасывается, и таким образом достигается единение.
Далее в тексте перечисляются четыре уровня стремящихся, к которым применимы эти четыре вида йоги.
5.10. Знайте, что стремящиеся бывают четырех категорий: слабые, умеренные, пылкие и самые пылкие.
5.11. Люди несмелые, невнимательные, болезненные и ищущие недостатки в учителях; алчные, греховные гурманы и беспомощно привязанные к своим жёнам; непостоянные, робкие, болезненные, несамостоятельные и жестокие; те, чьи характеры плохи и кто слаб, - знай, что все вышеперечисленные - слабые садхаки. С огромными усилиями такие люди добиваются успеха за двенадцать лет; их учителя должны знать, что они подходят для Мантрайоги.
Поверхностное чтение этого отрывка, относящегося к первой категории, привело многих к мысли, что мантра-йога подходит только для слабых учеников и что для таких кандидатов требуется только мантра.
Этот отрывок относится к новичкам, которым следует сначала поработать с базовыми асанами и каранами, чтобы освободить тело от препятствий, в то время как мантра-садхана вводится для пробуждения внутренней чувствительности с помощью звука (нада).
Умеренного или среднего ученика проводят через ранние стадии пранаямы, которые всегда практикуются с помощью простой мантры (инициации посредством звуков).
Страстные и самые пылкие стремящиеся могут практиковать все семь шагов пути хатхи в соответствии со своими потребностями и требованиями.
  1. Очищение с помощью шести процедур (шаткрий)
  2. Достижение силы и стойкости с помощью асан
  3. Стойкость (стхирата) посредством положение тела (мудра)
  4. Устойчивость ума посредством пратьяхары (обуздания чувств)
  5. Легкость (лагхава) посредством пранаямы
  6. Реализацию посредством медитации (дхьяна)
  7. Непривязанность (нирлиптатва) посредством самадхи.
Более глубокий смысл шлоки, подробно описывающей четыре йоги, заключается в том, что до тех пор, пока человек не овладел мантра-садханой, лайя или поглощение невозможны. Хотя предполагается, что лайя имеет место во время кумбхаки, в наши дни её достижение редко из-за ошибочного представления о том, что кумбхака относится к задержке или ограничению жизненного дыхания или ветра (пранаваю). Термин кумбхака относится к ёмкости или тому, что в ней заключено. Качества ветра - это движение и прикосновение, поэтому его нельзя сдержать иначе, кроме как силой, которая противоречит жизненному принципу ахимсы (ненасилия). Поглощение достигается с помощью нада, поскольку звук - это первое живое существо пространства, а ветер развился из резонирующего принципа звука. Поэтому поглощение ветра может происходить только во время кумбхаки с помощью звукового принципа, называемого мантрой.
5. 30. Нет позы, подобной сиддхасане, нет такой силы, как у кумбхи, нет мудры, подобной кхечари, и нет погружения, подобного нада (мистический звук).
Многие важные истины, на которые намекают в этом стихе, упускаются из виду при случайном и поверхностном чтении. Первый намёк состоит в том, что опытному мастеру йоги нужно очень мало инструментов для поддержания состояния сахаджа или унмани авастха. Это естественный ритм универсального резонанса, который находится за пределами юрисдикции разума. Это также указывает на то, что, если три средства, мантра, лайя и хатха, не были правильно использованы на различных стадиях возделывания трех полей, то четвертого состояния - раджа-йоги не существует.
Пока не освоена область мантра-йоги, другие занятия не принесут плодов. Асаны корректируют внешнее или грубое тело, пространство которого регулируется внешним ухом. Мантра активирует тонкое или внутреннее тело через пространство между барабанной перепонкой и улиткой. Затем спирали улитки посредством комбинированных практик мантры, мудры и пранаямы приводят в действие кундалини-шакти. Улитка, самое внутреннее ухо, является прямой дорогой к причинному телу (карана шарира) и душе (дживатма).
Самая интересная часть всего этого заключается в том, что хотя тексты и рекомендуют мантра-йогу для учеников самого низкого уровня, в последних главах они все дают мантры, которые нужно использовать для достижения наивысшего уровня развития.
В заключение следует помнить, что ёмкость создана из звука, звук поглощает ветер, а молния рассекает горизонт.
24 января 2019 года
Shadow Yoga © Сундернатх (Шандор Ремете).