Shadow Yoga © Сундернатх (Шандор Ремете).
Шакти-Чалана Мудра
Письмо Сундернатха (Шандора Ремете)
Шакти-Чалана Мудра (Кундалини Крия)
Шакти Чалана Мудра описывает заключительную стадию хатха-йоги, часто называемую Кундалини-йогой. Этот термин можно перевести как ослабление силы, скрытой во врожденной природе человека, посредством герметического пути. Это указывает на то, что процесс не опирается на внешнюю силу, а инициирует высвобождение внутренней силы искусными средствами. Этот этап знаменует собой вступление в раджа-йогу, глубокий и сложный путь, который часто описывается в терминах, не подразумевающих трудность. Раджа-йога составляет скрытую сущность и конечную цель процессов Хатха-Йоги. Это Хатха-Видья, наука о внутреннем свете, культивируемая посредством овладения энергиями солнца и луны.
Прежде чем углубляться в этот предмет, нужно подвести итоги того, что было достигнуто на пути к Хатха-Йоге, а затем определить требования для дальнейшего продвижения, как в подходящем выборе инструментов, так и в методе использования. Теперь йогин должен столкнуться с истинным уровнем своих знаний об асанах, пранаямах и мудрах и решить, достаточно ли они освоены, чтобы использовать их в процессе (крийи) подчинения, а затем высвобождения скрытой жизненной силы, называемой прана-шакти.
Асана - это неподвижная земля,
Кумбхака, черная ночь.
Когда восходит король / королева луны,
Сияет тьма и расцветают ночные цветы.
Лишённая Луны, мудра пуста,
Ночь слепа, а земля бесплодна.
Шри Сахаджананда, гуру автора Хатха Йога Прадипики, Йогина Сватмарамы подтверждает это, когда заявляет:
«Благодаря слиянию ума (луны) и праны (жизненной силы) человек становится устойчивым, и поток луны устанавливается в его собственном доме. Это известно как кевала кумбхака (полное прекращение дыхания или «уединение») и также известно как солнце, входящее в дом луны».
В этой шлоке говорится, что процесс шакти чалана мудры сочетает в себе бхастрику и сурья бхедана пранаяму с процессами наули крийи и кхечари мантханы (взбалтывания языка). Сплетенные вместе, они пробуждают, задействуют и поднимают кундалини шакти (свернувшуюся спиралью силу жизни). Это заставляет прана-вайю (жизненное дыхание) входить в Сушумну Нади, несущую пробужденную силу своим восходящим потоком.
Необходимые инструменты на этом этапе:
- Асана
- Мантра
- Пранаяма
- Мудра-Крия
- Кхечари мантхана вместе с Мелак Мудрой
- Шакти Чалани мудра.
Крайне важно, чтобы человек осознал этот момент как точку непривязанности. Если кто-то хочет продвинуться дальше внутрь, он должен отказаться от сложных практик, используемых на подготовительных этапах. Предстоящее трудное путешествие полно опасностей и ловушек, которые могут свести с ума йогина или положить конец его жизни, а практики, которые работали на ранних стадиях совершенствования, вместе с мышлением, которое их сопровождало, теперь совершенно бесполезны.
Асаны, перечисленные в «Хатха-Йога-Прадипике», предназначены для немногих избранных, которым удаётся достичь этого, и из текста очень ясно видно, что они предназначены для развития Кундалини-Шакти и Наданусанданы (появления и созерцания внутреннего звука).
- Свастикасана – лучшая асана для мантра-садханы.
- Гомукхасана - лучшая асана для овладения тремя бхандами.
- Гарбхамудра 1,2 и 3 вместе с Куккуттасаной и ее усиленной версией Джаландхарасаной предназначены для создания Сушумна Нади и приводят к использованию Пурна Матсиендрасаны, которая является ключом к пробуждению кундалини-шакти путем создания луны (ума, семени или яйцеклетки) устойчивой в йогине.
- Пашчимоттанасана при поддержке Ашвини Мудры помогает направить прана-вайю в устье Сушумны Нади.
- Маюрасана и Хамсасана исправляют три доши, а также делают Сушумну Нади твердой и устойчивой, очищая поджелудочную железу, которая ограничивает блуждание ума.
- Сиддхасана или Ваджрасана (это одна и та же асана) предназначены для развития мудр и полезны в длительных медитациях.
- Падмасана и ее разновидности лучше всего подходят для практики пранаямы.
- Практика мантры, пранаямы и мудры завершается Шакти Чалана мудрой. Сама по себе эта последняя практика занимает до полутора часов и вызывает утомление как конечностей, так и внутренних органов. На этом этапе используются три асаны Горакшасана 1, Горакшасана 2 (современная Мулабандасана) и Кандасана, чтобы снять эту усталость и восстановить уравновешенное состояние невозмутимости (самадхи).
Весь процесс и каждая его составляющая - не что иное, как отточенная умелая деятельность. Здесь нет места ни мышечному напряжению, ни грубому психологическому давлению.
Мантра-садхана хатха-йоги - это четко определенный путь, который будет поддерживать йогина на протяжении всего пути, пока не будет достигнута конечная цель кевала-кумбхаки. Кевала Кумбхака - это состояние «уединения» за пределами участия ума; та же цель описывается Горакшанатхом как Аманаска Йога - за пределами ума. Это означает, что действия, необходимые до этого момента, составляют Саманаска-йогу, в которой невозмутимый ум участвует в Сахита Кумбхаках. Правильно используемая система мантр играет важную роль в установлении звуковых сфер в совокупности тело-ум для процессов Кхечари мудры и её мантханы (ритмического перемешивания) и мелаки - сбора рассеянных энергий в единую точку (Бинду). ). Выполнение этих заключительных процессов возможно только через Йогини Ньяса Видхим, науки пробуждения через чувство прикосновения. Это задает поле для треугольника А-Ка-Тха внутри околоплодника чакры гуру, которая находится под Сахасрарой, источником Аджапа Гаятри (безударного звука) Хамсы.
Термин мантхана (взбивание) также означает разжигание огня истощением, и очень важно понимать, что это есть процесс отбрасывания ненужного. Все, что возникает, кроме любви к Божественному, должно быть отброшено. За практикой Кхечари мудры стоит далеко идущая попытка проникнуть глубоко в слои тела-ума, чтобы найти источники препятствий потоку внутреннего света, которые заставляют нас посредством наших невежественных происков скрестись и падать в темноте. Неспособность понять эту точку зрения принесёт большой страх и опасность на самом пороге успеха.
«После вдоха через правую ноздрю (пингала нади), лежащую змею (шакти) следует схватить с помощью процесса паридханы (обёртывания) и перемещать ежедневно в течение полутора часов, как на восходе, так и на закате солнца. Затем он должен сжать солнце, а затем заставить кундалини двигаться. Даже если йогин попал в пасть смерти ему не нужно бояться смерти».
Хатха Йога Прадипика III.112-116
Можно видеть, что хатха-видья, наука о свете, требует большого терпения, настойчивости и безраздельного внимания. Нужно быть готовым и действовать очень осторожно. Когда раскрываются внутренние слои, не следует паниковать, сталкиваясь с незнакомым мышлением, ибо тот, кто играет с огнём, будет сожжен. Все эти практики необходимо изучать под руководством того, кто овладел как наукой, так и искусством хатха-йоги. Их нельзя узнать из руководств или видео. Я дал это краткое описание требований для уменьшения иллюзий среди тех немногих, кто обладает смелостью и настойчивостью, чтобы идти по пути Сахаджа Авастхи - восстановлению истинной природы ума.